Напомним, постановлением Кабмина №796 в вузах планировали ввести плату за пересдачу экзаменов, пропущенные лабораторки, консультации, ликвидацию академразницы и восстановление, пользование библиотекой, интернетом и спортзалом во внеурочное время. В эпицентре конфликта оказался Таврический нацуниверситет им. В. И. Вернадского (Симферополь).
Этот вуз одним из первых озвучил расценки на свои услуги. По его «прейскуранту», к примеру, пересдача у профессора должна была стоить 900 гривен! Этот шаг стал катализатором всеукраинской акции протеста студентов против грядущей «обдираловки» в вузах.
После длительных перипетий плату за пересдачу экзаменов, консультации преподавателей, отработку пропущенных лабораторных занятий, ликвидацию академразницы, восстановление в вузе, а также за пользование библиотекой в нерабочее время (такой услуги не будет вообще) и интернетом — отменили. Однако за пользование спортзалом все-таки придется платить.
За что платят в вузах
Студенты КПИ, «Шевченко», КНЭУ, НАУ, «Драгоманова», Львовской политехники, сказали, что ни за что не платят. Однако нам удалось найти вузы, в которых все-таки официально берут деньги со студентов. «Например, в моем вузе бюджетники ежегодно платят 1500 грн. за библиотеку, интернет, спортивные секции и дополнительный иностранный язык. Эту сумму мы вносим в начале учебного года», — рассказывает Алена, студентка Черноморского госуниверситета им. Петра Могилы.
Заместитель начальника отдела департамента экономики и финансирования МОН Ирина Исаева говорит, что вуз не имеет права брать деньги со студентов за пользование библиотекой в рабочее время и интернетом. Поэтому она советует студентам добиваться пересмотра стоимости этого взноса. «Первое, что им стоит сделать, это через органы студенческого самоуправления организовать встречу с ректором, который объяснил бы им ценообразование платных услуг вуза. И вообще желательно добиться того, чтоб в вузе сделали плату за каждую услугу отдельно, а не заставляли платить студентов за все сразу», — говорит эксперт.
В Могилянке также бюджетники платят каждый год 2500 грн. Это благотворительный взнос на развитие вуза. По словам студентки Екатерины Дремовой, этот взнос платится для того, чтобы после выпуска из университета получить не только диплом гособразца, но и «диплом НАУКМа». «Конечно, чтобы его получить, студент обязательно должен хорошо учиться, — говорит студентка. — Деньги можно и не платить. Можно получить диплом, делая «добрые дела» для вуза. К примеру, участвовать в научных конференциях или отработать на благо университета 200 часов в год. Можно быть помощником на кафедре. А я, например, сейчас работаю оператором три раза в неделю по 1,5 часа в нашем интернет-центре».
Деньги со студентов запрещено брать за:
— проведение пробного тестирования;
— ликвидацию академразницы при переводе из одного вуза в другой;
— восстановление в вузе;
— пересдачу экзаменов;
— отработку пропущенных лабораторных занятий;
— за консультации преподавателей;
— пользование библиотечной литературой в нерабочее время (такой услуги не будет вообще);
— выдачу архивных справок, выписок из учебных планов,
административных справок уезжающим за границу;
— пользование интернетом.
За что нужно платить:
— пользование спортзалом (если не предусмотрено учебным планом);
— интернет (платят только те, кто не учится и не работает в конкретном вузе);
— полиграфические услуги (к примеру, ксерокс);
— оформление студенческого билета, зачетки (для контрактников), диплома и их дубликатов в случае потери.
Источник: Постановление Кабинета Министров №796
За что можно оставить плату
Мнение вузов. Если говорить о топ-вузах Киева, то после введения постановления в силу в первоначальном виде ни один из них не ввел платные услуги. «У нас учится много детей из малообеспеченных семей, и вводить плату за что-либо было бы несправедливо по отношению к ним», — говорит ректор КПИ Михаил Згуровский.
В «Шевченко» руководствовались другим принципом. «Мы принципиально решили не брать плату за пересдачу экзаменов и пропуски, потому что деньгами эту проблему не решить, — считает проректор по научно-педагогической работе КНУ им. Т. Шевченко Владимир Бугров. — Нужно зреть в корень: разрабатывать в сотрудничестве со студентами механизмы мотивации студентов к учебе».
Если за что и брать деньги, то, по мнению Владимира Бугрова, за услуги, не предусмотренные учебным планом. К примеру, если студент захочет выучить дополнительный иностранный язык или пройти курс по предмету, которого нет в учебной программе.
Во Львовской политехнике также не вводили плату за услуги, оговоренные в 796-м постановлении. Но в этом вузе считают, что часть его пунктов нужно было оставить. «В нашем вузе никогда не шла речь о введении тех «конфликтных» платных услуг, которые возмутили студентов, и мы не планировали вводить их, — говорит ректор Юрий Бобало. — Но если бы все-таки пришлось заставить студентов платить, то, думаю, что мы бы ввели плату за пропущенные лабораторные занятия. Ведь здесь речь идет о «небюджетных» затратах вуза (электроэнергия, реактивы, внеурочный труд преподавателя и т. д.) — их должен покрыть студент.
Также брали бы деньги за повторный курс: если студент не сдал экзамен и у него есть «академдолг», то ему можно дать шанс сдать этот экзамен снова в следующем году, прослушав повторно учебный курс. Но мы бы не вводили эти платные услуги без согласования с представителями студенческого самоуправления». Такую же позицию занимает и проректор НАУ Максим Луцкий. «Я согласен с тем, что плату за пропущенные лекции и за пересдачу вводить было нельзя, но вот плату за пропущенные лабораторные занятия нужно было оставить, — говорит проректор НАУ Максим Луцкий. — На каком основании преподаватель должен отрабатывать с прогульщиком эти занятия? Нигде в законодательстве это не прописано».
Мнение студентов. Большинство опрошенных нами студентов категоричны: они не должны ни за что платить. И их понять можно: стипендии (640 грн.) хватает на проезд да на кефир с батоном. Кроме того, многие из студентов считают, что плата за услуги «не убила» бы коррупцию.
«В итоге были бы как платные услуги, так и взятки, только если платные услуги наполняли бы бюджеты университетов через кассу, то взятки по тем же пунктам — семейные бюджеты преподавателей. И студентам пришлось бы платить в два раза больше», — считает Татьяна, студентка одного из престижных столичных вузов.
Единственное, за что некоторые ребята не отказались бы платить, так это за интернет (он теперь платный только для тех, кто не учится и не работает в конкретном вузе). Но только при условии, что заплаченные деньги шли бы на техническое развитие вуза. К примеру, чтобы по всему университету сделали wi-fi (далеко не во всех университетах он есть). К слову, активисты общественной инициативы «Студенческая защита» не собираются останавливаться на достигнутом.
«Еще мы будем добиваться, чтобы отменили плату за спортзал, — говорит координатор инициативы Андрей Черных, — среди прочих платных услуг, которые, по нашему мнению, нужно ликвидировать — это плата за зачетку, студенческий, диплом и форму».
Как сейчас наказывают за прогулы
Самая простая схема: прогульщик должен принести все сделанные практические задания. Но в некоторых вузах этим «расправа» не ограничивается. «Если речь идет о злостных прогульщиках, то их «эксплуатируют» по полной, — рассказывает студентка «Шевченко» Ольга. — К примеру, многие преподаватели работают над своими научными работами. У них нет времени пойти в библиотеку, к примеру, чтобы отксерить нужные материалы. Они посылают туда студентов. Кстати, если речь идет о фотокопии редких печатных материалов, то во многих библиотеках за это берут деньги. Иногда студенты в качестве отработки пропущенных занятий делали таких фотокопий на 200—300 грн.».
А вот, как рассказывает студент КПИ Сергей, у них в вузе с прогульщиками решается все просто: «В 90% случаях с преподавателем можно договориться, чтобы сдать пропущенную лабораторку либо с другой группой, либо индивидуально».
Бизнес Журнал
|