Лицо интерьера
Серийную мебель в Украине производит множество компаний, поэтому рынок характеризуется высокой конкуренцией, небольшой рентабельностью и длительным сроком окупаемости. Иная ситуация с изготовлением эксклюзивной мебели ручной работы, при меньших вложениях рентабельность может достигать 200%
Производство серийной мебели в Украине — одна из самых конкурентных отраслей: в данной сфере работает до 3 тыс. компаний, из которых 95% — представители МСБ. Борьба за потребителя среди мебельщиков, ориентированных на массовое производство, привела к тому, что резко увеличился порог вхождения в бизнес (поскольку нужно покупать новое современное оборудование) и снизилась рентабельность работы (из-за небольшой маржи для привлечения клиентов). Соответственно, несмотря на внешнюю простоту и кажущуюся стабильность данной сферы, с чисто экономической точки зрения она сильно уступает сопредельной нише — изготовлением эксклюзивной мебели ручной работы занимается очень небольшое количество предпринимателей.
Нет худа без добра
Практически с начала 2000-х годов мебельная отрасль демонстрировала ежегодный стабильный рост в 20% и более. Ситуация кардинально изменилась осенью 2008 года. Евгений Тимошенко, старший финансовый аналитик информационно-рейтингового агентства Credo Line LLC, отмечает, что наступление кризиса вызвало снижение покупательной способности граждан, сокращение кредитных программ, замораживание строительных проектов, подорожание сырья, комплектующих и фурнитуры. В итоге спад производства и продаж достигал в отдельных сегментах 50–70%, от проведения дорогостоящих рекламных кампаний пришлось отказаться, а розничные цены снизились на 5–25%. Больше всего от кризиса пострадали производители офисной мебели и оборудования для HoReCa.
Впрочем, по словам Александра Беляева, руководителя Украинской ассоциации мебельщиков (УАМ) и владельца столичной мебельной компании AMF, отечественные производители извлекли определенную выгоду из кризиса. Девальвация гривни привела к увеличению стоимости зарубежной продукции на 40–50% и снижению доли импорта с 40 до 15%. Кроме того, с января 2011 года Гостаможслужба повысила пошлины на импортную мебель - такая как офисная мебель для руководителя в 3–5 раз: если еще в прошлом году европейская продукция завозилась по ставке $10/кг, а китайская — $4,5/кг, то теперь это $33/кг и $25/кг соответственно. Импортеры утверждают, что такие меры непременно приведут к ощутимому подорожанию мебели иностранного производства. Самые свежие данные свидетельствуют, что рост внутреннего мебельного производства по итогам первого полугодия 2010 года составил 19%, а сдача в эксплуатацию готовых объектов к Евро-2012 открывает перед украинскими компаниями огромные перспективы в сегменте офисной и специализированной мебели.
Вверх по лестнице
Ведущие украинские производители серийной мебели работают в данной сфере уже не один год и на своем пути преодолели немало препятствий. "С 1993-го по 1999 год я занимался продажей импортной мебели, но со временем понял, что данный товар можно делать и у нас, — подчеркивает Александр Беляев. — Самостоятельно разработал производственные технологии, построил цех по изготовлению фанеры и металлических структур и наладил выпуск 5 тыс. изделий в месяц". Изначально компания AMF специализировалась на изготовлении исключительно офисной мебели, но в 2009 году параллельно освоила направление домашней мебели нижнего и среднего ценовых сегментов, инвестировав в производство свыше $1 млн.
Подобным образом стартовала в 1994 году и львовская мебельная компания ВЕЕМ, возглавляемая Игорем Козаком. "После двух лет торговой деятельности мы открыли производство мебели, в 2000 году построили обрабатывающий центр, а в 2003-м — производственно-складской комплекс. 60% заказов поступает от корпоративного сектора: среди наших клиентов — Государственная служба занятости Украины, "Укрзалiзниця", санатории "Крым" и "Мечта", Райффайзен Банк Аваль, Укрпромбанк, Кредобанк", — с гордостью рассказывает г-н Козак.
"Гербор-холдинг" из городка Владимир-Волынский, занимающий сейчас четвертое место в рейтинге мебельных производств Украины, 15 лет назад размещался в ангарах и насчитывал только 50 человек персонала. "Сейчас у нас уже 1,5 тыс. сотрудников и три современных производственных цеха, где продуцируются все виды домашней и офисной мебели. Особый акцент делается на модульных комплектах, когда композицию и размер гарнитура выбирает сам клиент", — отмечает Александр Гоцка, коммерческий директор "Гербор-холдинга".
Невозможность приобрести качественную мебель побудила Георгия Буравкова купить несколько станков и собственноручно ее изготовить. "Вскоре решил превратить свое спонтанное увлечение в прибыльный бизнес. Сначала действовал методом проб и ошибок: занимался индивидуальными заказами и пытался делать массовую дешевую продукцию. Однако впоследствии сконцентрировался на производстве кухонной мебели из натурального дерева — дуба и ольхи. Сегодня наши изделия можно встретить и в Ватикане, и в Администрации президента Украины. А полноправно конкурировать с нами может только итальянская продукция", — уверенно заявляет г-н Буравков.
Комфорт с глубоким смыслом
Стандартная серийная мебель с каждым годом все меньше привлекает потребителей со вкусом, которые перманентно находятся в поиске оригинальных индивидуальных вещей. В итоге все чаще они обращают внимание на изделия ручной работы, производство которых нуждается не в огромных финансовых, технических и организационных ресурсах, а в творческих людях.
"На первых порах заинтриговать потребителя бесспорными преимуществами нашей мебели было чрезвычайно трудно, мне приходилось выступать в роли промоутера в торговых центрах, — рассказывает Ирина Сазонова, основатель киевской компании "М’які сідла". — Но раскрутке и продвижению наших товаров, сами того не подозревая, посодействовали резиденты знаменитого Comedy Club, часто использующие в телепрограмме подобную мебель". Речь идет о бин-бэгах — бескаркасной мягкой мебели, у которой нет металлической или деревянной основы, поэтому она может быть выполнена в виде спортивного снаряда, транспортного средства, зверей и т.д. Наполнена такая мебель множеством шариков из пенополистирола. Г-жа Сазонова с радостью замечает, что в последнее время наблюдается ослабление позиций традиционной мягкой мебели на рынке и плавный рост спроса на бескаркасную.
Кризис вызвал не только спад производства и продаж мебели на 50–70%, но и помог украинским мебельным компаниям существенно увеличить свою долю на внутреннем рынке и вытеснить иностранных конкурентов
Дипломированный специалист по керамике и художественной обработке кожи Оксана Кыянка из Львова не смогла смириться с дефицитом в Украине изделий с ручным декором и решила заполнить эту нишу кожаной мебелью под торговой маркой "Диваль-Эксклюзив". "Источником вдохновения для меня может быть что угодно. Например, композиция "Климт" создана в стиле картин одноименного австрийского художника; комплект "Бизон" сделан под впечатлением от наскальных росписей древних культур; диван с картиной "Мундиаль" — следствие переживаний за национальную футбольную сборную… Мы работаем не ради тиража, а во имя уникальности, поэтому каждый наш клиент может быть уверен в том, что является владельцем единичного экземпляра", — убеждает Оксана Кыянка. Кстати, несколько лет назад набор мебели "Ой, весна красна", декорированный вручную элементами украинской вышивки, принес ей победу в конкурсе "Лучшая мебель Украины".
Изящные кружева
Благодаря износостойкости и экологичности все чаще находит своих почитателей плетеная мебель ручной работы. Изготовляется она из лозы и ротанга. Раньше ассортимент состоял преимущественно из кресел-качалок, но теперь плетеными могут быть лежаки, банкетки, столы, тумбочки, шкафы и многое другое.
Василий Капчек, частный предприниматель из Черновицкой области, занимается изготовлением плетеной мебели с 1990 года и сетует, что в то время его изделия из лозы никто не воспринимал и не покупал. "Сейчас плетеный гарнитур — признак вкуса владельца. Как-то пришлось изготовлять 30 комплектов мебели из лозы для киевского ресторана "Стара хата". Случались и ошеломляющие заказы, например, один одессит решил сплести из лозы стены и потолок в своей сауне. И чтобы выполнить его каприз, мы везли в Одессу два "КамАЗа" лозы", — говорит Василий. Пока на плетеную мебель приходится 4% от всего украинского рынка, и по итогам 2010 года денежные объемы данного сегмента составили свыше $9 млн. Хотя, по словам Александра Мостового, частного предпринимателя из Запорожья, занимающегося производством плетеной мебели с 2000 года, в ближайшее время объем этой продукции может вырасти до 10%. Но пока до 70% в данном сегменте занимает импортная продукция. Проблема в том, что плетеная мебель от отечественных производителей (их около 100) не отличается разнообразием и делается преимущественно из лозы.
Кованая металлическая мебель в Украине появилась только в 2002 году, когда львовская арт-компания "Пурий-Дизайн" начала осваивать это направление. "Раньше я занимался продажей мебели польской компании Kler, впоследствии с ними создал совместное предприятие, а в конечном счете мне удалось полностью "поглотить" поляков, — вспоминает Роман Пурий, владелец студии. — Изначально изготовили 10 стеклянных журнальных столиков на кованой металлической основе, но выяснилось, что у людей, которые их приобрели, возникла проблема: других кованых предметов в их интерьере не было. Тогда мы начали работать над комплексным решением и последовательно освоили весь спектр кованой мебели для жилых и офисных помещений. Сегодня среди наших заказчиков — банки, рестораны, гостиницы, частные лица, резиденции чиновников. В целом на внутреннем рынке мы реализовываем уже до 70% своей продукции". Ежемесячный оборот "Пурий-Дизайна" составляет 400 тыс. грн и формируется он благодаря мощной производственной базе: кузница, стеклообработка, деревообработка, камнеобработка, керамическая мастерская, свечное дело.
Вне компетенции
Самыми эффективными каналами сбыта собственной продукции для производителей мебели остаются прямая продажа со склада, реализация через дистрибьютеров и дилеров в сетях ритейла, прием индивидуальных заказов в так называемых шоу-румах, а также продажа посредством собственных магазинов. Впрочем, кризис внес определенные коррективы в планы производителей, и теперь многие из них вынуждены либо выделять розничный бизнес в самостоятельные компании, либо же избавляться от своих магазинов вообще. Парадоксально, но к такому выводу пришли именно производители, начинавшие свой бизнес с торговли. "Мы осознали, что содержание фирменного магазина не приносит ожидаемой выгоды и решили развивать дилерскую сеть, в настоящее время охватывающую почти все районные и областные центры страны", — говорит Игорь Козак. С ним соглашается и Роман Пурий, который также теперь позиционирует себя исключительно как производителя и убежден в том, что продажей должны заниматься профессионалы.
Кроме того, производителям приходится комбинировать такие формы реализации продукции, как интернет-магазины, участие в мебельных выставках и применение необычных схем продаж. В последнем преуспела компания AMF, которая с 2009 года начала продавать собственную мебель жителям отдаленных сел и городков через отделения "Укрпочты". "Покупателю нужно лишь заполнить и отправить бланк-заявку и спустя 10 дней он получит мебель вместе с инструкцией по сборке. Самое главное, что оплата за товар осуществляется по факту его поступления, и за транспортировку мы дополнительных средств не берем", — объясняет г-н Беляев.
Мебель украинского производства продается в 57 странах мира и доля экспорта в объеме всей изготавливаемой продукции составляет 15–20%, в финансовом эквиваленте это около $450 млн. Однако для производителей стандартной серийной мебели, занимающихся внешнеторговой деятельностью, основным рынком по-прежнему остается Россия. Этого не скажешь о производителях эксклюзивной мебели ручной работы: к примеру, "Пурий-Дизайн" продает свои изделия в Польшу, Германию, Словакию, Швейцарию и США.
Две большие разницы
Запуск производства стандартной серийной мебели нуждается в достаточно больших вложениях: от $25–50 тыс. в случае изготовления изделий исключительно из ДСП и MDF и до $0,5–1 млн — при выпуске продукции из натуральной древесины и организации собственной сети сбыта. Средства, по словам Владимира Долгалева, руководителя Союза предпринимателей-мебельщиков "Д-проект", понадобятся для закупки иностранного сырья, комплектующих, фурнитуры и оборудования, аренды помещения, найма сотрудников и маркетингового продвижения товаров с помощью корпоративного веб-сайта, рекламы в справочниках и тематических изданиях, а также участия в мебельных выставках. Учитывая, что производство серийной стандартной мебели в Украине характеризуется чрезвычайно высоким показателем конкуренции и это прерогатива, по большей части, малого и среднего бизнеса, максимальная рентабельность здесь не превышает 25%, а возвращение инвестиций ожидается только через четыре года.
Сдача в эксплуатацию инфраструктурных объектов к Евро-2012 дает украинским производителям мебели возможность получить дополнительные доходы
Наладить, к примеру, производство бескаркасной мягкой мебели куда проще и дешевле. Для этого, признается Ирина Сазонова, достаточно арендовать квартиру площадью 50–60 кв. м ($250), нанять швею (с зарплатой в $300), приобрести элементарную швейную машинку ($400), разнообразные принадлежности для шитья ($150), ткани и молнии для чехлов ($1 тыс.), 500 кг пенопластовой крошки в строительных супермаркетах ($900) и позаботиться о рекламе в интернете и торговых сетях ($1 тыс.). Суммарный размер вложений в бин-бэги составит $4 тыс. Учитывая опыт компании "М’які сідла", которая ежемесячно продает до 90 единиц изготовленной мебели-мешков, можно сказать, что окупается данный бизнес уже через 2,5–3 месяца и приносит прибыль на уровне $5,5 тыс.
Но с точки зрения Романа Пурия и серийному, и эксклюзивному производству мебели обязательно должна предшествовать торговля аналогичными импортными изделиями. "Сначала продаешь товар другого производителя, изучаешь правила игры в своем сегменте рынка, строишь сеть сбыта, устанавливаешь необходимые контакты, зарабатываешь стартовый капитал, а уже впоследствии приобретенный опыт применяешь для организации производства", — рекомендует г-н Пурий.
В последних рядах
Одним из ключевых недостатков украинской мебельной промышленности, по мнению Владимира Долгалева, является абсолютная зависимость от поставок зарубежных комплектующих, сырья и фурнитуры, доля которых в отдельных направлениях производства достигает 70–95%. Например, Олег Клименко, владелец донецкой фабрики мягкой мебели "Гранд", отмечает, что ткани для мягкой мебели они закупают в Испании. Оксана Кыянка при изготовлении авторской мебели ручной работы использует итальянскую кожу, венгерский поролон и немецкие пружины, а Александр Гоцка утверждает, что их не устраивает качество, цветная гамма и ассортимент отечественных мебельных аксессуаров. Тем не менее в стране все-таки наблюдается тенденция к увеличению объемов производства фурнитуры и комплектующих среднего уровня качества. В небольших производственных мастерских, растущих как грибы после дождя в восточных регионах, выпускают примитивные пластмассовые элементы, ножки, ручки, петли, заглушки, уголки, разъемы, болты, шурупы и направляющие.
Несмотря на огромную численность предприятий, мебельную отрасль в Украине нельзя назвать высокоразвитой, ведь ее доля в ВВП составляет всего 0,5%, а годовое потребление мебельных изделий на душу населения оценивается лишь в EUR7. Для сравнения, в европейских странах эти показатели составляют 3–5% и EUR250 соответственно. Чтобы постепенно приближаться к этим стандартам, по мнению Александра Беляева, правительству нужно отменить для экспортно-ориентированных компаний ввозную пошлину на комплектующие, оборудование и сырье, своевременно возмещать им НДС и оказывать финансовую поддержку для участия в международных выставках. А Виталий Свирский, коммерческий директор мебельной компании "Лига-Нова", предлагает вновь созданным производствам предоставлять льготы при уплате подоходного налога, снизить арендную плату за землю до 1–1,5% от ее оценочной стоимости, создать кредитные линии под 8–10% без посредничества коммерческих банков.
Молодым везде дорога
EUR200–250 млрд — в такую сумму, по данным Центра анализа и прогнозирования CSIL Milano, оценивается мировой рынок мебели. Несколько столетий основными производителями мебели были такие страны, как Италия, Германия, Великобритания, Франция, Япония, Канада и США. В частности, первенство Италии — результат не только креативности местных мебельных предприятий, но и поддержки отрасли со стороны властей. В стране создана целая система, в пределах которой итальянским компаниям оказывается экспертная помощь при оценке их перспектив на внешних рынках, а также возмещается треть всех средств, потраченных на участие в международных выставках. Что касается Германии, то здесь подавляющее большинство товаров мебельной промышленности продается внутри страны: покупатели тратят на мебель рекордные EUR360 в год. В 1995 году на консервативный рынок мебели молниеносно ворвался Китай, и сегодня он удерживает титул абсолютного чемпиона мира по торговле мебелью с долей в 25% мирового рынка. В России объемы мебельного рынка по итогам 2010 года превысили EUR9 млрд, а производством мебели занимается 6 тыс. компаний. Однако самая громкая слава постигла лишь Артема Субботина — юношу из Ижевска, который в 2005 году, инвестировав $16,5 тыс., основал компанию Soft Bag и стал одним из первопроходцев в изготовлении бескаркасной мягкой мебели в РФ. После победы в тендере на поставку мебели-мешков для пресс-центра Евровидения-2009, его бин-бэги теперь реализуют по дилерской программе 15 партнеров в разных городах России, а 100% рентабельность бизнеса заставляет кусать локти всех именитых производителей стандартной серийной мебели.
Бизнес Журнал
|