Казалось бы, имея диплом ИТ-специалиста, можно не искать работу, а выбирать. Работы в сфере ИТ полно, зарплаты предлагают значительно выше, чем в других отраслях. Но, с одной стороны, достаточно много программистов 1с, которые либо сидят без работы, либо работают не по специальности.
С другой стороны, ИТ-компании жалуются на нехватку работников. Почему возникает дефицит кадров, если только львовские вузы ежегодно выпускают до двух тысяч «айтишников», «ВЗ» выяснял у председателя Наблюдательного совета Львовского кластера IT и бизнес-услуг, директора компании SoftServe Олега Дениса, который предпочитает форум пользователей 1с.
-Из почти двух тысяч выпускников готовых работать процентов 30-35. Все эти люди имеют работу уже с четвертого-пятого курса. Если ты знаешь английский и программирования, найти работу - не проблема. Более того, между компаниями существует конкуренция за талантливыми выпускниками, - говорит Олег Денис. - Мне странно слышать песню о том, что нет работы. У нас сейчас где-то двадцать-тридцать открытых вакансий. Мы не можем найти людей. Уверен, что такая же ситуация в каждой компании. И средние, и крупные компании имеют свои учебные центры. За прошлый год только у нас проходили обучение человек триста-четыреста, в этом году будет более 500. То есть 30% выпускников - талантливые, еще 20% - компании доучуют. Куда идут другие - не знаю.
- Если предположить, что каждый, кто получает диплом, - готов специалист. ИТ-компании смогли бы трудоустроить всех?
- Конечно, могли бы. Почему наша и другие компании открывают филиалы в других городах? Потому что во Львове не хватает ресурсов. Сейчас быстрыми темпами стали расти наши офисы во Франковске, Черновцах. Если бы хватало людей во Львове, не было бы необходимости создавать какие-то структуры в других городах.
- Многие украинские выпускников выбирают ИТ-специальности только потому, что в этой сфере ли не самые высокие зарплаты. Может только лишь желание много зарабатывать заставить человека хорошо учиться и работать?
- Зарплата - сильный стимулятор. Если студент в институте не гулял, а действительно учился и знает язык, то уже через год начнет зарабатывать больше, чем его родители. Зарплата программиста без опыта работы начинается от трех тысяч гривен. Уже через полгода это 4-5 тысяч с перспективой за год выйти на 8 тысяч гривен. Говорить о средней зарплате в отрасли трудно, потому что она очень отличается от категории, проекта. Решение о будущей профессии, как правило, принимают не дети, которые заканчивают школу, а их родители. Нам нужно достучаться до родителей: дети пойдут в одиннадцатый класс? Может, стоит сейчас взять репетиторов, поработать над математикой, закончить школу и идти на компьютерные науки. Потому ближайшие двадцать лет для ИТ-отрасли перспективы есть точно. Мы активно работаем не только с высшими учебными заведениями, но и со школами. Некоторые ИТ-компании идут со своими программами почти в садик и лоббируют, чтобы английский язык начинали учить уже с садика. Почему бы и нет? Половина людей, начинающих у нас работать, имеют достаточный уровень технической подготовки, но с языком - проблема. К сожалению, в вузах иностранный язык прекращают изучать на третьем курсе - сдал и к пятому курсу забыл. А знание языка в нашей сфере - обязательно.
- Могут ли украинские компании конкурировать с азиатскими?
- Сейчас лидером рынка является Индия. Там 15 лет ИТ-компании освободили от уплаты налогов, поэтому туда пошли серьезные инвестиции. Специфика отрасли в том, что более 80% издержек производства - зарплаты. А при таких налогах на зарплату, как в Украине, отрасль не выживет. Времена, когда мы конкурировали только за счет разницы в зарплатах между США и Украиной, прошли. Зарплаты отличаются не намного. Единственный шанс занять свою нишу - предоставлять качественный сервис. Ранее аутсорсинг - это был некий body shopping. Мы предоставляли возможность пользоваться нашим интеллектом. Есть крупные компании, разработчики программного обеспечения. Под них создавалась здесь команда, а работой руководили из-за границы. За последние годы ситуация изменилась. Многие наши компании разрабатывают собственный продукт и выходят уже не на компании-разработчики, а на конечных пользователей. Но в последнее время наши компании побеждают конкурсы, и мы забираем проекты в индусов. Американским клиентам нравится работать с нами. Все-таки чувствуется разница в менталитете. Как и китайцы, индусы, когда вырастают до определенного уровня, пытаются выехать в Штаты, перетащить туда свою семью. Поэтому в их компаниях такая большая текучесть кадров. Но они из кого выбирать - там миллиард населения, а английский - второй родной. Поэтому мы должны искать преимущества в качестве, других услугах, но не в количестве кадров.
- Разве у нас талантливые люди не пытаются выехать за границу, если появляется возможность?
- Это было очень характерно в начале развития отрасли. Компания начинала работать с 1993 года. За первые пять-восемь лет с тех людей, с которыми мы начинали вместе, уехала, пожалуй, половина. Затем ситуация стабилизировалась и выезжать стали намного меньше. Даже некоторые вернулся. Сейчас начался броуновское движение, глобализация. Если человек желает, ей ничто не помешает выучить язык и убедить посольство дать ей визу.
- Иностранцы приезжают на работу в львовские ИТ-компании?
- Приезжают, но их мало. Есть проблемы с получением разрешения на работу в Украине. Устроить иностранца на работу - это три-четыре месяца работы для юриста. Есть работники с Кубы, США, Мексики, Европы. У нас есть офис на Филиппинах, поэтому время от времени делаем обмен - сюда приезжают филиппинцы, а наши едут туда. Бывает, что заказчик хочет, чтобы в среде разработки был его представитель, поэтому присылает кого-то из своих.
- В свое время Львов признали одним из тридцати городов мира, благоприятных для развития ИТ. Говорили даже о том, что он может стать новой Силиконовой долиной ...
- На Силиконовую долину Львов не превратится. Силиконовая долина - это большое количество денег, инвесторов и учебных заведений, которые финансируют фундаментальные науки, то есть наука ради науки. Именно на базе такой науки талантливые студенты могут делать какие-то изобретения, формировать какую-то идею, сделать это в тестовом экземпляре, найти инвестора, который будет делать это в промышленных масштабах. Дело бизнеса - инвестировать уже в практический проект, который будет давать прибыль. Компании готовы покупать идеи, опытные образцы для промышленной эксплуатации. Но перед этим нужно, чтобы государство финансировало фундаментальную науку. Не надо говорить только об ИТ-отрасль, это и биотехнологии, о которых сейчас много говорят, другие отрасли науки. Здесь много и талантливых ученых, и их надо поддержать. Но это не функция бизнеса. Это функция государства. Сейчас важно создать инкубатор, куда просто приходить люди с идеями и развивать их. И это уже делается.
За прошлый год украинский рынок ИТ достиг двух миллиардов долларов. Каждая компания растет на
25-40% в год, ни одна отрасль в Украине не показывает таких темпов роста. По прогнозам, в 2015 году ИТ-компании должны заработать более 8 миллиардов долларов, что равняется металлургии. Все почему-то акцентируют только на химической отрасли и металлургии. В нашей деятельности все чисто и прозрачно, потому что нечего красть, кроме головы. На этот бизнес сложно влиять, потому что если области будет некомфортно в Украине - берем свой ноутбук, едем и точка.
Бизнес Журнал
|